Как развязать клубок законодательных недодуманностей в отрасли

Этот вопрос звучал практически во всех выступлениях и комментариях к докладам на круглом столе «Развитие систем саморегулирования и дополнительного профессионального образования в строительной отрасли». Модерировал мероприятие вице-президент НОПРИЗ Александр Гримитлин.

Доклад «Об итогах работы комитета по саморегулированию НОПРИЗ. Законодательные новеллы, рассмотренные комитетом в 2017 году» представила заместитель председателя комитета по саморегулированию Марина Шурлаева.

Она, в частности, отметила, что в отчетном периоде было проведено 4 заседания комитета и 8 заседаний созданных при комитете рабочих групп. Были рассмотрены следующие вопросы: реализация Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ; Национальный реестр специалистов; квалификационные стандарты саморегулируемой организации; предложения по подготовке проекта изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; отчет о разработке проекта нормативного документа «Положение об обучении, сертификации и ведении единого реестра специалистов Главного инженера проекта и Главного архитектора проекта».

Обсуждались предложения по проекту приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства», включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры.

Также на заседаниях обсуждались вопросы о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства; предложения к структуре (перечень) профессий специалистов по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию; об утверждении технических заданий на разработку комплектов оценочных средств к профессиональному стандарту «Организатор проектного производства», утвержденного приказом Минтруда России от 18.02.2017 г. № 183н и проектам профессиональных стандартов; проект Положения о комитете по саморегулированию; квалификационные стандарты для применения саморегулируемыми организациями; рассмотрение Федерального закона от 18.06.2017 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3-3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; о ходе выполнения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2017 года; о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»; об организации контрольных мероприятий за деятельностью членов саморегулируемых организаций в рамках действующего законодательства; о страховании рисков членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, о страховании рисков указанных саморегулируемых организаций; о формировании и размещении компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Докладчик также сообщила, что на заседании комитета, проведенного совместно с комитетом по профессиональному образованию НОПРИЗ, обсуждались результаты работы Нацобъединения по реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 372-ФЗ).

В частности, были разработаны рекомендуемые формы внутренних документов саморегулируемых организаций, изданы два сборника «Вопросы-ответы по реализации 372-ФЗ», содержащие разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору, НОПРИЗ по актуальным вопросам применения отдельных положений Федерального закона № 372-ФЗ (вопросы по компенсационным фондам, вопросы по требованиям к специалистам, вопросы по разработке внутренних документов саморегулируемых организаций, а также иные вопросы).

Членами комитета были подготовлены предложения по внесению изменений в Регламент о порядке создания, эксплуатации и ведении Национального реестра специалистов в части предоставления физическим лицам возможности дослать справку об отсутствии судимости в течение определенного времени после принятия НОПРИЗ заявления о внесении сведений о лице в Национальный реестр специалистов. Данные предложения были учтены при утверждении Советом НОПРИЗ новой редакции Регламента.

На заседаниях комитета обсуждались возникшие проблемы реализации прав и обязанностей саморегулируемых организаций при осуществлении контроля за деятельностью своих членов.

В частности, обсуждались вопросы контроля, решение которых, по мнению членов комитета, должны быть унифицированы для всех членов НОПРИЗ. В их числе: методика проверки исполнения членами СРО требований стандартов на процессы выполнения работ; способы своевременного получения саморегулируемыми организациями полной информации о всех договорах, заключенных членами СРО с применением конкурентных способов заключения договоров; способы своевременного получения саморегулируемыми организациями текстов договоров для определения обязательств, принятых на себя членами СРО; практическая реализация риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий членов СРО, выполняющих договора подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации для особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов использования атомной энергии; контроль исполнения членами СРО обязательных требований внутренних документов, при исполнении ими договоров, содержащих государственную тайну.

Кроме этого, на заседаниях комитета обсуждалась возможность осуществления проверок саморегулируемых организаций более одного раза в год на основании проведения внеплановых проверок при высоких/чрезвычайно высоких категориях риска (при указании соответствующего основания проведения внеплановых проверок в положении о контроле), а также поднимался вопрос о необходимости и целесообразности разработки и использования информационных баз, которые позволят получить сведения о компаниях, принимающих участие в государственных закупках.

Отвечая на неоднократно звучавший от участников круглого стола вопрос о том, каким образом развязать клубок законодательных недодуманностей, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин выразил единое мнение профессионального сообщества: это возможно только консолидированными усилиями власти, бизнеса, проектных и изыскательских организаций.

ИСТОЧНИК – НОПРИЗ